• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
 Поиск

ОГКУ "Государственный архив Калининградской области"

Глава 2

E-mail Печать
. НАЧАЛО НАШЕЙ ЭРЫ
 
О пруссах
В начале эры прусские племена жили ещё первобытно-общинным строем. К началу IX века у них происходит расслоение общества и появляются зачатки государственности. К этому же периоду относятся более или менее достоверные сведения об их жизни, хозяйственной деятельности и обычаях. Сейчас мы хорошо знаем, что группа племён, обобщённых названием «пруссы», культурно родственна латышским, литовским и славянским народностям, а такие большие языковые группы, как славянская, балтийская, германская, кельтская, иранская, индийская, входят в так называемую индоевропейскую языковую семью. Этот небольшой экскурс в языкознание проделан для того, чтобы подчеркнуть мысль об общности народов, населяющих наш регион, об их едином происхождении.
В нашем распоряжении имеются также скупые строки из «Повести временных лет». Мы читаем, как библейский старец Ной после потопа поделил землю между своими тремя сыновьями. Сыну Иафету, помимо многих других территорий, достались земли прибалтийские. «В уделе же Иафета сидят русь, чудь и всякие народы... Ляхи же и пруссы сидят близ моря Варяжского».
Но вернёмся к пруссам. В конце 890 года на балтийских морских берегах побывал английский купец и путешественник по имени Вульфстан. Сей бравый моряк, отправившись из местечка Гидабы, плыл семь дней и семь ночей до мало кому тогда известного материка. По возвращении на родину он рассказал, что видел много городов и в каждом по королю, которые часто между собой воюют. В стране много мёда, рыбы и янтаря. Богачи пьют кобылье молоко, а бедняки мёд. Особенно его поразил погребальный обряд. Умерших оставляют в доме иногда несколько месяцев. Родные и друзья проводят там время в играх и попойках, которые устраиваются за счёт наследства. Когда, наконец, тело несут на костёр, оставшееся имущество разыгрывается на погребальных скачках. Хронист Пётр Дусбург, изучавший историю пруссов, сообщает, что обряд захоронения совершал вайделот (жрец). «Мёртвые были ему преданы не меньше живых. Все они проходили через его дом, и потому близкие умершего постоянно приходили к нему и спрашивали, не видал ли он их родственников, и вайделот подробно описывал покойника, его одежду, лошадей и служителей, которых сожгли вместе с ним, и даже показывал дыру в стене, через которую душа отправилась в другой мир».
Купец и путешественник Ибрагим ибн Якуб, побывавший на прусской земле в 965 году, свидетельствует: «...славятся они храбростью, когда приходит к ним войско, то никто не ждёт, чтобы к нему присоединился его товарищ, а рубит своим мечом, пока не умрёт».
Истинным свидетелем нравов и обычаев пруссов стал и чешский миссионер Адальберт (Войтек). Он, если так можно выразиться, испытал их образ жизни на собственном опыте. Адальберт родился в замке Либице в 955 году и принадлежал к знатной семье. С детских лет избрал для себя духовную стезю. Девять лет учился в Магдебурге, который являлся центром архиепископства. В 26 лет был возведён на епископский престол пражской епархии. Был строг, требователен, призывал к покорности, но прихожане не слушались его. Недовольный собой, он оставил митру, посох, и поселился в монастыре недалеко от Рима. Здесь зародилась мысль идти к язычникам-пруссам и проповедовать христианство.
Весной 997 года прибыл он в Польшу и оттуда с двумя попутчиками отправился в Пруссию. В роли миссионера Адальберту удалось побыть лишь несколько дней. Язычники сами нашли пришельцев, явившихся «с того света». Пруссы были настроены враждебно. Что-то у Адальберта не сложилось в деле проповедования слова божьего. Либо он оказался никудышным оратором, либо местным жителям не понравился обряд крещения в ледяной воде, либо языческие жрецы опасались конкуренции. Однажды миссионеров окружила толпа язычников. Самый лютый из них ударил Адальберта веслом и стал кричать, чтобы они убирались. Три пришельца отправились в обратный путь. Их снова схватили. Двоих пощадили, а Адальберта закололи копьём. Это случилось, ночью 23 апреля 997 года, и, говорят, это произошло поблизости от городка Фишхаузен (ныне Приморск), возле деревушки Тенкиттен, на холме, который позднее назван Сант-Адальберт-Крейц, и где в ознаменование миссии святого Адальберта был установлен крест. После 1945 года крест пропал, но в 1997 году восстановлен на берегу Балтийского моря.
Польский князь Болеслав I Храбрый выкупил тело погибшего миссионера и захоронил в гнезденском соборе «Девы Марии». Предполагают, что в 1059 году прах Адальберта был перевезён в Прагу. Смерть во славу господа принесла убиенному ореол святого мученика. А спустя почти тысячу лет, в начале XX века, в Кёнигсберге была построена церковь, названная именем святого Адальберта. Сие здание сохранилось, и желающие могут обозревать его в любое время суток на проспекте Победы, 35.
Вот ещё один борец с язычеством – Бруно фон Кверфурт. Он отправился в Пруссию уже не с двумя, a с восемнадцатью спутниками. То ли ради любопытства или по другим, неизвестным нам причинам, но он избрал путь, пролегающий через Киевскую Русь. Весной 1009 года Бруно и его спутники были убиты на земле пруссов.
Представляем вам автора воспоминаний о Пруссии – северогерманского хрониста Адама Бременского (?-после 1081 г.). Правда, сам он не решился поехать в варварскую страну язычников, однако в 1075 году написал труд, используя рассказы купцов и монахов. Приведём отрывок из его сочинения «Деяния священников Гамбургской церкви»: «...Третий остров называется Семланд и находится поблизости от русских и поляков. Он населён сембами или пруссами, очень человеколюбивыми и самоотверженными, которые всегда стремились на помощь к тем, кто подвергался опасности на море или нападению пиратов».
В 1208 году у прусской границы появился очередной миссионер по имени Христиан из померанского монастыря Оливи близ Данцига (Гданьск). Он переправился на другой берег Вислы и построил несколько католических церквей на земле язычников. Этого было вполне достаточно, чтобы Римский папа принял всю Пруссию под своё покровительство, а Христиана поставил епископом этих земель.
В 1224 году пруссы нападают на Христиана, разрушают церкви, а его вместе с монахами прогоняют в Польшу.
К этому времени, по данным канцелярии Тевтонского ордена, Пруссия поделилась на одиннадцать земель: Бармию (Бартению), Вармию, Галиндию, Землю сасов (Сасовию), Надровию, Натангию, Погезанию, Помезанию, Самбию, Скаловию (Шалавию), Судовию (Ятвягию).
Как видим, на прусских землях появились первые немецкие завоеватели. Их привёл Герман Бальк. Крестоносцы стали насаждать в Пруссии христианство.
Но давайте остановимся и посмотрим, что же происходило в окружающем мире. Не волнуйтесь, до истории Кёнигсберга мы в конце концов доберёмся, но в начале – несколько слов о соседних государствах.
Варяжские страны
С конца VIII века и почти до середины XI века из Скандинавии устремились во все концы света воинственные викинги. Где только они не побывали! Их видели и в волнах Рижского залива, и в водах Балтики... Их дерзкие набеги испытали на себе берега Франции, Испании, Италии... Их корабли совершали плавания по рекам Висле, Неману, Даугаве, Волге, Дону... Отряды викингов доходили до Константинополя, до Исландии, они покорили туманную Англию. Предполагают, что скандинавы достигли берегов Америки.
Не миновали викинги и Пруссии. В X веке они побывали на Земландском полуострове, в некоторых пунктах побережья ими были устроены перевалочные базы. И всё же, нам кажется, влияние викингов на последующее развитие событий в Пруссии не было значительным, их манили большие города с богатой добычей.
От Пруссии до Швеции не так уж далеко – по прямой через Балтийское море около 300 километров. В XI веке было создано единое шведское королевство. В 1164 году шведы приняли христианство. На прусские земли шведы в те годы не обращали особого внимания: их больше влекло на восток, в Финляндию, и дальше – в русские земли. В июне 1240 года новгородский князь Александр Ярославович возле Невы разбил войско зятя шведского короля Биргера Ярла. За эту победу князь Александр получил прозвище «Невский», а раненный в сражении Биргер Ярл, – надо отдать ему должное, – спас часть своего войска: увёл его подальше от опасных мест, а потом даже стал кем-то вроде премьер-министра при двух шведских королях – вначале при Эрихе Эриксоне, а потом при Вальдемаре I. Более того, в 1252 году неунывающий Биргер Ярл основал город Стокгольм, ставший впоследствии столицей Швеции.
Датские викинги ещё раньше, чем их шведские собратья, объединились в государство. Уже в 960 году датский король Харальд I был крещён и заставил принять христианскую веру своих подданных. Взоры датчан всё чаще и чаще стали обращаться в сторону востока. Тут их интересы вступили в противоречие с интересами северо-немецких князей, которые также были непрочь завладеть чем-нибудь на востоке. В конце концов датчане потерпели серьёзное поражение от немцев в битве при Борнхведе в 1227 году; тем не менее к середине XIII века под властью Дании оказались некоторые районы южной Швеции и северной Эстонии. Датские крестоносцы были бы рады получить кусок от предполагаемого деления добычи на Руси: отряд датчан принимал участие в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере в 1242 году. Финал этой битвы известен.
Итак, датчане и шведы потерпели неудачи в своих захватнических устремлениях на востоке, и это сохранило, по-видимому, от их нашествий территорию Пруссии. Прощаясь с викингами, напомним, что датская столица Копенгаген была основана в 1043 году, статус города получила в 1254 году, а столицей стала в 1433 году.
Литва
Восточными соседями пруссов были родственные племена аукштайтов, жемайтов и ятвягов. В V-VI веках н.э. из знати стали выдвигаться «старейшие» князья. В начале XIII в. «старшим» выдвинулся аукштайтский князь Миндовг (Миндаугас) (?-1263).Надо сказать, что Монговг весьма успешно противостоял натиску немецких крестоносцев. В 1236 году под Шауляем он разгромил армию ордена Меченосцев, в результате чего орден перестал существовать. 13 июля 1260 года князь нанёс чувствительное поражение войскам Ливонского ордена у озера Дубре. Пользуясь ослаблением Руси в период татаро-монгольского нашествия, Минговт сумел захватить многие русские города на территории современной Белоруссии. Эти завоёванные земли стали потом называться «Чёрной Русью». К этому времени относится основание Вильнюса в 1128 году (получил статус города в 1323 году), Каунаса на рубеже X-XI веков (городской статус получил в 1317 году) и Мемеля (Клайпеды) в 1317 году.
Польша
Южными соседями пруссов были поляки. Польско-прусские отношения представляют большой интерес для историков. Конечно же, между пруссами и поляками существовали торговые и политические связи. Не случайно же, как вы помните, польский князь выкупил у пруссов тело святого мученика Войтека-Адальберта. Впрочем, розовые отношения частенько омрачались... Но давайте по порядку.
Первый польский князь Мешко в 966 году принимает христианство и начинает объединять польские земли. Это объединение было завершено князем Болеславом I Храбрым, который в 1025 году стал первым польским королём.
Вступивший в правление страной малолетний претендент на корону Болеслав не разрешил противоречий. Желая заручиться поддержкой венгерского короля, по наущению матери, тринадцатилетний Болеслав обручился с венгеркой Кингой. Прожив сорок лет вместе, князь и княгиня, как гласит предание, сохранили обет целомудрия. Их даже нарекли «Стыдливый» и «Благочестивая». Но в начале XII века Польша всё же распалась на ряд мелких княжеств, отчаянно борющихся друг с другом за место под солнцем.
Естественно, что такое положение в стране было на руку всем соседям. Польша не могла противостоять ни опустошительным набегам татарской конницы, ни защититься от вторжения прусских отрядов. Как ни прискорбно писать об этом, но приглашение рыцарей Тевтонского ордена, сделанное князем Конрадом Мазовецким, вначале даже встретило некоторую поддержку польских князей. И договор, который в 1226 году заключил с немецкими рыцарями князь Конрад, был поначалу принят в Польше доброжелательно. Это уж потом события повернулись совершенно не так, как хотелось бы Конраду Мазовецкому. И не спасло его то, что он формально никогда не отказывался от тех земель, которые жаловал рыцарям... Но обо всем этом мы поговорим дальше. А здесь скажем, что сей князь был женат на Агафье, дочери Владимиро-Волынского князя Святослава Игоревича. То есть она, Агафья, приходилась внучкой тому самому князю Игорю, о котором сложено «Слово о полку Игореве».
Конрад Мазовецкий умер в 1247 году. Феодальная раздробленность Польши продолжалась, и лишь к концу XIII века князь Пшемысл II начинает удачный тур борьбы за объединение польских земель. Столицей Польши с 1000 года был город Гнезно. На месте Варшавы тогда было лишь небольшое поселение, только в 1413 году Варшава стала столицей Мазовецкого княжества, а с 1596 года – столицей Польши.
Германия
Вот мы и добрались до рассказа о стране, откуда стали вторгаться в Пруссию отряды немецких крестоносцев. Вначале о её названии. У племени херусков был вождь по имени Арминий Германец (Герман Херуск). Родился он в 18 или 16 году до нашей эры. А умер в 19 или 21 году уже нашей эры. Его коварно убили свои же неблагодарные родственники, причём после того, как Арминий Германец одержал блистательную победу над вождём племени маркоманнов Марбодом. Этот Марбод был, помимо прочего, союзник могучего Рима. И всё же Арминий обессмертил себя не этой победой. Он прославился тем, что в битве в Тевтобургском лесу хитростью заманил легион римлян в болото, после чего в этом болоте полностью их разгромил. Это была не просто военная победа, а нечто большее. Это было рождение нации.
Надо отдать должное Арминию – до того, как заманить легион римского наместника Квинтилиана Вары в топи Тевтобургского леса, Арминий долгое время служил наёмником в римских войсках, потом получил римское гражданство, достиг чинов и званий. Но ему не давала покоя мысль, что его народ томится под властью Рима. Тогда Арминий вернулся на родину и тайно подготовил восстание против Рима. Вот и стали страну, по имени Германа Херуска, называть Германией.
Ну, а если заглянуть в более давние времена, то тогда мы сможем узнать, что первые сведения о германских племенах появились в V веке до нашей эры, а римский полководец Юлий Цезарь в первом веке до нашей эры прекрасно отличал германскую этническую группу от кельтской. Только он тогда ещё не мог называть германцев германцами, так как это название – мы-то это знаем! – пришло в более поздние времена. И во времена Юлия Цезаря германские племена кимвров, тевтонов, свевов и других стали приносить римлянам довольно-таки значительные неприятности.
От древних времён перейдём к началу XIII века, посмотрим на Германию и увидим, что она входит в очень непрочное образование под торжественным названием «Священная Римская империя». Империя возникла в 962 году, когда германский завоеватель Оттон I захватил Рим, был коронован папой Иоанном XII и стал императором.
Не будем утомляться перечислением императоров и описанием их деяний. Дело в том, что все они, кроме владения родовыми землями, зачастую не имели реальной власти. Это был скорее почётный титул. Тем не менее, князья так яростно сражались друг с другом за императорскую корону, словно речь шла об их существовании. Впрочем, так оно и было на самом деле: в борьбе за трон ставкой часто бывала жизнь.
В эту междоусобную драку постоянно ввязывались Римские папы, отчаянно интригуя против здравствующих императоров и претендентов на престол. Да и среди римско-католических первосвященников часто возникали столкновения за власть. Временами в едином всемирном духовном центре (Ватикане) одновременно было по две главы церкви. Чтобы не перепутать святых отцов, одного папу историки стали называть папой, а другого – антипапой.
Вот, к примеру, был такой Римский папа Александр III (понтификат, 1159-1181 годы). Этот наместник Христа отличался тем, что у него было целых четыре антипапы! А германским императором в те годы был Фридрих I по прозвищу Барбаросса, буквально – «Краснобородый». Фридрих I правил в 1152-1190 году и вёл жестокую борьбу с северо-итальянскими городами, пытаясь подчинить их своему влиянию. А северо-германские князья тем временем под видом крестовых походов приступили к завоеванию западных славянских земель. Такая самостоятельность князей ужасно не понравилась Барбароссе. Не потому, конечно, что он воспылал нежной любовью к славянским народам, а потому, что северо-германские князья не хотели участвовать в итальянских походах рыжебородого короля. У одного из таких князей – Генриха Льва – Фридрих Барбаросса, отвлекшись от итальянских походов, забрал почти все земли в качестве наказания за непослушание. Жаль, что во время Третьего крестового похода в 1190 году Фридрих Барбаросса утонул в реке Салеф в далёкой Малой Азии.
В 1220 году императором стал Фридрих II Штауфен. Он был высокообразованным государем, интересовался науками, изучал иностранные языки, писал разные труды, основал Неаполитанский университет. При нём раздробленность Германии всё увеличивалась и увеличивалась. Каждый князёк жил сам по себе. Многие чеканили собственные деньги. А между тем высокообразованный Фридрих II вконец рассорился с очередным папой Григорием IX. Папа призывал Фридриха к участию в крестовом походе в Палестину, а Фридрих почему-то отказывался. За это упрямство папа отлучил Фридриха Второгоот церкви. А Фридрих Второй захватил Рим и изгнал оттуда папу. А потом возглавил Шестой крестовый поход в 1228-1229 годах и захватил Иерусалим. В этом был, конечно, кое-какой смысл: жена Фридриха II являлась наследницей Иерусалимского королевства. А когда Фридрих вернулся в Италию, то вновь включился в борьбу с непокорным папой Григорием IX, а потом – с последовавшими за ним папами: Целестином IV и Иннокентием IV.
В это время на Европу надвигались татаро-монгольские орды, в начале 1240 г. они уже появились в южно-германских землях. К счастью для Фридриха, обстоятельства повернулись так, что татарские войска двинулись от Германии на юг к Адриатике. А через некоторое время Фридрих II, сидевший в Сицилйи, получил известие об отходе татар на восток. Фридрих II умер в 1250 году, а папа Иннокентий IV и слышать ничего не хотел о его сыне Конраде, которого он называл не иначе, как «змеиное отродье». Папа передал императорскую власть Вильгельму Голландскому. Естественно, что Конрад, успевший присоединить к своему имени слово «Четвёртый», никак не мог согласиться с таким решением. Он вступил в ожесточённую борьбу с Вильгельмом. Трудно сказать, чем бы закончилась эта борьба, если бы в 1254 году Конрад не умер от яда. Впрочем, папа Иннокентий умер вскоре, в том же 1254 году.
После смерти этих двух достойных государственных и церковных деятелей в Священной Римской империи началась совершеннейшая неразбериха. Сыну Конрада было всего три года, а 182-й папа Александр IV (понтификат, 1254-1261 гг.) думал лишь о том, как бы ему самому усидеть на церковной кафедре.
В это время вконец отчаявшиеся немецкие города, разоряемые бесконечными войнами, для обеспечения своей безопасности стали объединяться в союзы. Так, в 1254-1257 годах образовался Рейнский союз городов. Этот союз пытался установить «земский мир», то есть прекратить хотя бы на время бесконечные междоусобные войны.
Время междоусобиц относительно приутихло к 1273 году. После почти двадцатилетнего безвластия был выбран наконец новый император Священной Римской империи. Им оказался Рудольф I Габсбург (правил в 1273-1291 гг.). В 1307 году на месте двух славянских селений, возникших ещё в начале XIII века, образовался город Берлин. В 1486 году Берлин стал столицей Бранденбургского княжества, а в 1871 году – столицей Германии. Есть теория, что название «Берлин» происходит от славянского слова «бор» – лесная чаща. В свою очередь, от слова «бор» появилось немецкое слово «бер» – медведь (житель бора).
Русь
Перед тем как перейти к описанию Тевтонского ордена, несколько слов о Руси. Что происходит там в это время? Но вначале о том, что происхождение слова «Русь» до сих пор в полной мере не разгадано учёными. Всё здесь обстоит не так просто. Славянские племена на южном побережье Балтики на рубеже первого тысячелетия носили разные названия, наиболее часто встречалось название «ругены», «руги», «рутены». Обитали эти племена в устье реки Эльбы и далее к югу. Там, южнее, эти племена иной раз получали название «русины», «русы», а земли, которые они заселяли, назывались «Руссия» или «Русь». Дело доходило до того, что летописцы путали названия «пруссов» с «руссами». Так, в некоторых трудах уже упомянутого нами святого Адальберта его убийцы названы не пруссами, а рутенами, а страна вместо Пруссии называлась Руссия. Согласитесь, что сходство в этих названиях действительно есть.
Вот свидетельство некоего Герборда, спутника епископа Оттона Бамбергского, крестившего в 1125 году население Поморья: «На Польшу напади (...) дикий и жестокий народ рутенов, которые, опираясь на помощь пруссов, очень долго сопротивлялись польскому оружию».
А знакомый нам хронист Пётр Дусбургский говорит о том, что около 1221 года рутены прибыли в устье Немана за девять лет до прихода тевтонских рыцарей и что земля Руссия находится между рекой Неманом и землёй Мазовией.
Петру Дусбургскому вторит Адам Бременский, также упомянутый нами раньше. Адам Бременский сообщает, что остров Семланд является смежным с Русью. Нам теперь ясно, что под островом Семланд Бременский подразумевает Самбийский полуостров, а под Русью – район устья реки Немана. Там сейчас находится литовский городок Русне, называемый раньше Рус. Существует множество других объяснений происхождения названия «Русь», но мы не станем на них останавливаться: это не наша тема. Поэтому мы обратимся к той Руси, которую знаем из школьных учебников – к Руси Киевской, Новгородской и Владимирской, а позднее – и Московской. На Русь тогда надвинулась большая беда: татаро-монгольское нашествие. В 1223 году на реке Калке русские войска потерпели первое поражение от грозного врага, и победители пировали на досках, положенных на убитых и раненых русских воинов... В 1237 году татаро-монгольские отряды вновь появились на Руси и подчинили её своему влиянию. В битве с татарами погибает Великий князь Владимирский – Юрий. Город Киев утрачивает своё главенствующее значение.
Великим князем становится Ярослав. Но недолго побыл он на Владимирском престоле. В 1246 году его вызвали к монгольскому хану Чуюку и там отравили. Во Владимире стали княжить сыновья Ярослава: сначала Михаил, а потом Андрей.
К татарским бедам на Руси добавляются беды от немецких рыцарей. Ливонский орден вторгается на Русь с запада. 5 апреля 1242 года Новгородский князь Александр Невский встретился у Чудского озера с отрядами надменных крестоносцев. Вы помните, что вначале обстановка складывалась не в пользу русских. Немецкие рыцари, построившись клином, «прошибошася свиньею сквозе полк», – как пишет летописец. Но Александр Невский фланговой атакой, при помощи татарской конницы, смял ряды рыцарей. Результатом битвы стало то, что в 1243 году Ливонскй орден прислал в Новгород своих послов для заключения мира и для отказа от своих притязаний.
А тем временем Великий князь Владимирский Андрей в чём-то не поладил с татарами и был изгнан с престола. В 1252 году Великим князем Владимирским становится более дипломатичный Александр Невский.
И традиционно скажем о русской столице, хотя нам о ней всё очень хорошо известно. Первое упоминание о Москве относится к 1147 году. Около 1300 года митрополит Пётр переводит свою церковную кафедру из Владимира в Москву.
Теперь, прежде чем перейти непосредственно к истории Кёнигсберга, расскажем о прусских завоевателях – рыцарях Тевтонского ордена.
Тевтонский орден
Хотя и существовала Священная Римская империя, власть императора в ней была незначительной. Вся страна была раздроблена на множество княжеств-государств. Да что говорить: империя называлась Римской, а сам город Рим частенько оказывался за пределами этой империи. В таких-то вот условиях создавались очень благоприятные обстоятельства для образования духовно-рыцарских союзов.
В Прибалтике значительное влияние приобрёл Тевтонский орден. Полное его название «Орден госпиталя Пресвятой Девы Марии немецкого дома в Иерусалиме».
Откуда же пошло наименование «Тевтонский»? Тевтонами назывались древние воинственные германские племена. Во втором веке до нашей эры они вместе с кимврами откуда-то из глуши Ютландии вторглись в Италию и были наголову разбиты римлянами. Но племенное имя сохранилось в обиходе и в некоторых географических названиях. Слово «тевтоны» одно время даже стало употребляться для обобщённого названия германской народности.
Тевтонский орден образовался в Палестине во время крестовых походов. Вот как об этом пишет Э. Лависс в работе «Очерки по истории Пруссии»: «...один честный и набожный немец по внушению Божию в 1128 году построил в Иерусалиме, где он жил со своей женой, больницу для своих земляков. Но больничные служители, не довольствуясь уходом за больными, берутся за оружие и превращаются в военный Тевтонский орден».
Согласно официальной хронике Орден был основан в 1190 году в Палестине, на базе госпиталя святой Марии капелланом Конрадом и каноником Вурхардом. Вначале это было, скорее всего, своеобразным национально-религиозным землячеством немецких рыцарей, оказавшихся вдали от родной Германии. В первые годы существования Орден занимался созданием госпиталей для лечения раненых в боях с мусульманами и благотворительными делами. Но скоро на первом плане оказались политико-религиозные задачи с военным уклоном.
В 1198 году орден был официально утверждён главой Римско-католической церкви – папой Иннокентием III, а первым магистром ордена, насчитывавшего тогда всего 40 человек, стал Генрих фон Вальпот. В 1221 году папа Гонорий III распространил на Тевтонский орден все привилегии, которыми пользовались все ранее созданные ордены.
Глава Тевтонского ордена вначале носил титул магистра, потом, начиная с 1210 года, имел титул хохмейстера. В 1237 году он стал именоваться великим магистром, или гроссмейстером.
В последующем тексте для сохранения единообразия будем всех глав Тевтонского ордена именовать гроссмейстерами. И для сокращения названия Тевтонского ордена будем называть его иногда просто Орден.
После окончания крестовых походов, когда развеялись в прах надежды рыцарей на получение обширных земель в Палестине, Ордену удалось получить некоторые земли в Германии и в южной Европе. В 1291 году гроссмейстер перенёс свою резиденцию в Венецию, некоторое время орден подвизался в Венгрии. Но в центральной Европе земли были давным-давно поделены и не всем могло понравиться, если бы Орден начал претендовать на кому-то уже принадлежавшую собственность. Вот тогда-то взоры рыцарей и обратились к востоку – туда, где было, как они считали, много свободных территорий. То обстоятельство, что на этих землях жили какие-то полудикие племена, естественно, никого особенно не волновало. Тем более что дикари были язычниками и их необходимо было принять в лоно истинной христианской церкви.
В 1226 году был заключён договор между гроссмейстером Тевтонского ордена фон Зальцем и польским удельным князем Конрадом Мазовецким. По этому договору Орден получил Хельминскую землю.
Какие цели преследовал князь Конрад Мазовецкий, заключая такой договор? Хотел ли он усилить своё политическое влияние в Польше? Хотел ли он обезопасить свои северные границы от набегов воинственных пруссов? Был ли у него дальний прицел: с помощью рыцарей захватить прусские земли, а потом присоединить их к своим владениям? Во всех случаях князь просчитался. Орден не помышлял ни о дележе с Польшей захваченных прусских земель, ни о возврате Хельминской области. Потом, в 1460 году, польский король Казимир Ягеллончик скажет такие горькие слова: «Даже если бы мне пришлось голову положить и в последней рубашке остаться, то никто не дождётся, чтобы я отрёкся от той земли, которую Тевтонский орден вопреки всем правам оторвал от тела королевства Польского».
Но не надо возлагать всю ответственность за случившееся на бедного Конрада Мазовецкого. Римская церковь не оставалась безучастной к стремлениям рыцарей на восток, сам папа Римский благословил их своей рукою.
Вторжение в южную Европу монголо-татарских войск не очень отвлекло Тевтонский орден от прусских дел. Монголы захватили Киев, Краков, Люблин и устремились дальше, врываясь в южно-германские земли. 9 апреля 1241 года под Лигницем (Легница) чешские, польские войска и воины Тевтонского ордена встретились с одним из крупных отрядов хана Батыя. Битва эта закончилась победой монголов, в ней был убит Генрих Силезский, возглавивший объединённые войска западных стран. Однако вскоре после сражения под Брно монголы вынуждены были повернуть на юг, в венгерские степи, на соединение со своими главными силами. В одной из битв в Венгрии, а именно на реке Сайо, немецкие рыцари пытались поддержать венгерского короля Бела IV в сражении с татаро-монголами, но опять потерпели неудачу.
Уход Батыя из Европы полностью развязал руки гроссмейстеру Тевтонского ордена. В 1233 году Орден приступил к планомерному покорению Пруссии. К 1239 году он захватил значительные территории вдоль Вислинского залива. В 1255 году овладел Замландским полуостровом. Примерно за шестьдесят лет Пруссия была полностью покорена.
Создавая рыцарское государство, гроссмейстер был заинтересован, чтобы на отвоёванные у язычников земли приезжали немцы-колонисты. Переселенцам, которые ехали с опаской, он не скупился на обещания, предоставлял большие льготы и защиту. Прибывших крестьян наделял землёй, инвентарём, скотиной. Большие права и широкую независимость получали горожане. Согласно Кульмской грамоте от 1233 года гроссмейстер разрешал горожанам самим избирать своих судей, для своей безопасности создавать дружины. Всё это способствовало быстрому заселению и процветанию Пруссии. Добрая земля радовала богатыми урожаями. Здесь произрастали перец, шафран, хмель, виноград, тутовые деревья. Особую заботу проявляли о разведении лошадей. Было много овец и свиней. Специально высаживали дубовые рощи. Желудями этих деревьев кормили многочисленных животных.
К XV веку Орден имел 16 000 лошадей, 10 500 крупного рогатого скота, 61 000 овец, 19 000 свиней. В Балтийском море и заливах добывали сёмгу, угря, судака, а сельди было столько, что стоило бросить в воду корзину, как она тотчас наполнялась рыбой. Пруссия поставляла на внешний рынок зерно и много других товаров. Чтобы лучше руководить страной, гроссмейстер перевёл свою резиденцию в 1309 году в город Мариенбург – ныне Мальборк в Польше. Разгром рыцарей на Грюнвальдском поле и поражение в тринадцатилетней войне вынудили его перенести свою резиденцию в Кёнигсберг в 1457 году.
В 1525 году гроссмейстер Альбрехт секуляризовал Тевтонский орден, то есть обратил церковные земли в государственные, а высокопоставленные рыцари превратились в крупных светских помещиков. Но Орден после этого не угас. Он продолжал существовать, хотя и потерял свою былую военную мощь. Так, например, известно, что в середине XVIII века резиденцией гроссмейстера был небольшой городок Мергентхайм на юго-западе Германии. В общем, претерпев множество превратностей, Орден ухитрился прожить в Германии до 1809 года. В 1834 году Тевтонский орден, возглавляемый Великим Магистром Антоном Виктором, объявился в Австрии, ставшей последним прибежищем рыцарей. Ныне штаб-квартира Ордена находится в центре Вены на улице Зингер-штрассе. Значит, тевтоны и в наши дни – далеко не анахронизм.
Орден меченосцев
В 1237 году в Витербо был совершён акт слияния жалких остатков меченосцев с тевтонами. Орден, стоящий возле русской границе, перестал существовать.
Этот воинственный Орден «Братья христова воинства» основал в 1202 году епископ и рыцарь Альбрехт Буксгевден на землях язычников-куршей в Ливонии. Крестоносцы обязаны были защищать рижское епископство Альбрехта, совершать походы против эстов, земгалов, нападать на русские города Новгород, Псков и Полоцк. Атрибутами ордена являлись красный меч и крест на белой мантии.
В 1234 году новгородский князь Ярослав Всеволодович нанёс серьёзное поражение ордену Меченосцев в битве близ Дерпта (Тарту). Признаемся, что об этой битве нам известно не слишком много; вполне возможно, что этот успех морально предопределил победы Александра Невского на Неве и Чудском озере. В сентябре 1236 года меченосцы потерпели ещё одно крупное поражение – на этот раз от литовцев и жемайтов. Это случилось в битве при Сауле (Шяуляе). Все эти неудачи настолько потрясли гроссмейстера ордена Меченосцев, что он посчитал за лучшее поскорее объединиться с Тевтонским орденом.
Ливонский орден
В 1237 году на берегах Рижского залива появились рыцари немецкого Ливонского ордена, образованного из остатков ордена Меченосцев. Его истинное название «Дом тевтонов святой Марии в Ливонии». Резиденцией гроссмейстера стали города Рига и Вендены (ныне Цесис, к северу от столицы Латвии).
Этот воинственный орден с самого начала стал ударным отрядом гроссмейстера Тевтонского ордена, постоянно воевавшим за земли Литвы и Руси. Однако Ливонский орден потерпел крупное поражение в 1242 году во время Ледового побоища и в 1260 году в битве при Дурбе. В 1558 году царь Иван IV Грозный начал борьбу за выход Руси к Балтийскому морю. В 1561 году под ударами русских войск Ливонский орден потерпел поражение. В марте следующего года он распался. Последний гроссмейстер ордена Готтгард Кеттлер принял лютеранство и стал первым герцогом во вновь созданном Курляндском герцогстве со столицей в Митаве (ныне город Елгава).

Обновлено ( 20.01.2012 09:59 )