Год театра: факты из истории Калининградского областного театра кукол


  Так уж совпало, что 55-летний юбилей Калининградского областного театра кукол (с момента получения им профессионального (!) статуса) приходится на Год театра в России. Поэтому мы просто обязаны рассказать об этом замечательном учреждении культуры «языком документов».
Тем более, что таковых в фонде театра (Р-1171), да и в ряде других фондов архива вполне достаточно.

ВСЁ НАЧАЛОСЬ С КУКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДРАМТЕАТРА

  Калининградский областной театр кукол – фактическое дитя Калининградского областного драматического театра.
Хоть его создание и имеет солидное документальное основание – Кукольный театр в городе Калининграде был организован во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР № 3567-Р от 20 августа 1963г. решением Калининградского облисполкома от 5 мая 1964 г. №180 и приказом Калининградского областного управления культуры от 09.10.1964г. №176-к – но история его началась НЕМНОГО РАНЬШЕ.

  Своими корнями он уходит в кукольную группу Калининградского областного драматического театра, которая появилась в театре в 1961г.
Это было полупрофессиональное объединение, возникшее из энтузиазма и страстного желания определенного круга лиц работать с куклами и играть спектакли для самой благодарной – детской – аудитории.
Идея была поддержана руководством драмтеатра.

  Есть основания полагать, что, первым сыгранным кукольным спектаклем был «Хрустальный башмачок» (3 представления его были даны 29 мая 1961г.). А уже спустя небольшое время была сделана попытка определить статус уже существующего коллектива: в приказе по облдрамтеатру
от 17 октября 1961г. №232 значилось:
   «До утверждения бюджета и штата по кукольному театру считать временно работающими артистами-кукловодами с разовой оплатой труда следующих товарищей: … Указанным выше артистам-кукловодам заполнить личные листки по учету кадров и представить их до 01.11.1961г.».
Из формулировки приказа следует, что до создания кукольного театра осталось буквально два шага – утвердить бюджет и штат.
Правда, чтобы их сделать потребовалось ещё 3 года. Возможно, проблемы были и с бюджетом, и со штатом (артист-кукловод – профессия сложная, требующая далеко не каждому доступных умений, и, полагаем, таких профессиональных кадров в Калининграде было немного, если были вообще!). Тем более, что (увы) приказы директора театра об увольнении артистов-кукловодов «в связи с непригодностью к этой работе» встречаются нередко.

  Тем не менее, постепенно всё срослось: и бюджет, и штат, и помещение выделили (пока в драмтеатре), и даже две квартиры пообещали предоставить «для вновь приезжающих творческих работников». И новый, по сей день единственный профессиональный театр для детей в Калининградской области, начал свою самостоятельную жизнь...

ДАТА РОЖДЕНИЯ

   Несмотря на то, что в решении облисполкома о создании Театра кукол точкой отсчета его истории называется 1 июля 1964г., и план доходов и расходов утверждается уже на 2-е полугодие 1964г., то есть с 1 июля, но в последующих документах началом работы театра кукол называют
1 ОКТЯБРЯ 1964г.
   Почему?! Да потому, что Калининградское областное управление культуры только к октябрю 1964г. надумало издать документ - приказ № 176-к о назначении исполняющего обязанности директора театра кукол –
с 1 октября 1964г.
Им стал по совместительству (и временно) директор Калининградского областного драматического театра А.Д.Зулуматов.

   Вместе с директором в коллектив вошли: режиссер – В.Н.Трипольская (с октября 1964г.), актёры-кукловоды с ещё «неформальных» времен: Лобухина Э.С. (работала с марта 1961г.); Кудачкина Н.И. (с декабря 1961г.); Кононов В.И. (с января 1962г.); Кузьмин Г.И. (с мая 1962 г.); Дубойская Е.К. (с сентября 1963 г.) – и молодые актеры Кудряшова Р.А. (с октября 1964г.); Владимиров Ю.И. (с октября 1964г.).

ГДЕ РЕПЕТИРОВАТЬ И ИГРАТЬ?

- В приказе о назначении директора был и пункт об изготовлении до
1 января 1965г. проектно-сметной документации на реконструкцию здания для кукольного театра – бывшего кинотеатра «Пионер».
- Кинотеатр «Пионер» находился прежде на балансе парка культуры и отдыха им.Калинина и располагался на ул.Сержанта Колоскова близ её пересечения с ул.Д.Донского и до 15.05.1962г. назывался «Колосом». Видимо, кинотеатр не процветал, раз его решили перепрофилировать.

   Но до превращения кинотеатра в Театр кукол дело так и не дошло. И замечательно! Потому что в августе 1966г. Калининградский горисполком передал на баланс кукольному театру «бесхозную кирху… для реконструкции под кукольный театр»(ГАКО. Ф. Р-216. Оп.1. Д.105. Л.105).
Бесхозная кирха - это здание бывшей евангелической церкви памяти королевы Луизы (1899-1901 гг. постройки; арх. Фридрих Хайтманн). Кирха была разрушена в годы войны и долгое время находилась в руинированном состоянии.
   Впрочем, процесс восстановления кирхи тоже не был скорым (все это время кукольный театр размещался в помещении драмтеатра, но фактически находился все время в разъездах, играя на разных сценах).


СВОЙ ДОМ

   Лишь через 10 лет - 30 июня 1976г. – восстановленное и реконструированное здание было принято в эксплуатацию. Проект превращения довольно сильно поврежденного военными действиями здания в строение, которые сегодня гости Калининграда причисляют к когорте «самых красивых» в Калининграде, создавался группой специалистов проектного института «Калининградгражданпроект». Архитектор - Юрий Ваганов.
   Уже ознакомление с Пояснительной запиской к проекту (ГАКО. Ф.Р-130. Оп.1-4. Д. 12) дает ясное понимание того, с какой осторожностью и ответственностью подошли специалисты к реставрации памятника архитектуры и сколь велико было их стремление сделать помещение театра максимально удобным для работы хозяев и приема гостей.
   Весьма редкая в советском строительстве оценка «отлично», с которой здание было принято в эксплуатацию, говорит о том, что и строители не подкачали.
   А как были рады этому все служащие театра кукол, ведь в прошлое уходил тяжелейший период работы театра без стационара, без необходимых условий для репетиций, с постоянной работой на выездах по городу и области, сопряженной с постоянными переездами по не лучшим дорогам, неудобствами проживания, где придется, и питания, чем найдется… И все это – ради счастья увидеть заинтересованность, соучастие и восторг в глазах самой благодарной и отзывчивой детской публики, которую невозможно обмануть!

ПЕРВЫЕ УСПЕХИ

   Несмотря на все трудности, выпавшие на долю Калининградского театра кукол в начальный период его существования – отсутствие стационара, слабую материальную базу, недостаток средств на изготовление кукол и декораций, и, самое главное, нехватку профессиональных кадров, финансовые показатели его деятельности улучшались с каждым годом.
   Из ежегодных отчетов театра (в которых до конца 1976г. в графе «Число мест в зрительном зале» значилось их полное отсутствие) мы узнаем, что число зрителей и сумм сборов, в 1964-1965гг. составлявших около половины от запланированного, после провального 1966г. (не дали автобус для разъездов), неуклонно росли при приблизительно одинаковом количестве спектаклей (около 700 в год), а с 1971г. практически всегда превышали плановые показатели. Способствовало этому и повышение качества спектаклей, и телеспектакли, записывавшиеся как на Калининградском телевидении, так и в телестудиях других городов, где театр гастролировал, и растущая добрая слава театра как в области, так и за ее пределами.

   В конце 1965г. в театр пришел опытный режиссер-кукольник, много лет проработавший в кукольных театрах страны, выпускник высших режиссерских курсов при ГИТИСе (где он занимался под руководством С.Образцова) Н.Я.Тихонюк, который как нельзя лучше пришёлся «ко двору» в коллективе и вывел его на новый профессиональный уровень. Способствовало этому и пополнение театра в том же году выпускниками кукольного отделения Горьковского театрального училища, которое стало для театра кукол настоящей кузницей кадров, и профессиональным художником-оформителем. Задор, знания и огромное желание работать в детском театре принесла с собой молодежь, а Тихонюку удалось соединить их профессиональную школу с многолетним опытом изначально самодеятельных артистов. В репертуаре театра появилось много новых ярких, веселых и трогательных, лирических и героических спектаклей, неизменно вызывавших горячую заинтересованность и дружные аплодисменты юных зрителей: «Сэмбо», «Весёлая карусель», «Аленький цветочек», «Поросёнок Чок», «Вредный витамин», «Неизвестный с хвостом» , «Большой Иван», «Клякса и Плакса», «Буратино летит на Луну»…


ТВОРЧЕСКИЙ РАСЦВЕТ

   Удивительный период творческого расцвета Калининградского театра кукол пришелся на 1976-1984гг. Он был обусловлен в немалой степени переменой места жительства. В своем новом доме театр получил все необходимое для создания полноценных спектаклей и достойного их предложения зрителям: уютный зрительный зал на 317 мест (количество мест изменялось с течением времени и малыми реконструкциями, сейчас их 255), расположение которых обеспечивало прекрасную видимость с любого места, с акустическим оформлением, учитывающим специфику кукольного театра и обеспечивающим одинаковую силу воспринимаемого звука на всех местах; сцену, оснащенную большим набором подвесного оборудования, галереями в двух уровнях; помещения для радиооператора и осветителя; необходимые подсобные помещения, включая скульптурную, столярную и швейную мастерские, и даже стоянку для автобусов театра... Другим фактором стал приход в театр нового главного режиссера - выпускника Ленинградского государственного института театра, музыки и кино Григория Мазина. Он привнёс свежий театральный почерк и изменения в репертуарную политику театра. Большим успехом у зрителей пользовались спектакли: «Бумбараш» А.Гайдара (талантливо оформленный главным художником А.Д. Ивановым), «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, «Андрей – всех мудрей» Э. Брука, А.Гурченкова, «Мэри Поппинс» Б. Заходера, В. Климовского, «Садко» М.Гиндина.
   В эти годы, как, собственно, и в предыдущий и последующий периоды своего существования, Театр кукол неуклонно проводил политику взаимодействия с растущими кругами любителей театра. Практиковались и выездные спектакли по области (приблизительно половина от общего количества спектаклей за год), и гастроли за пределами области (спектакли Калининградского театра кукол видели не только во многих российских городах, но и в населенных пунктах Прибалтийских республик, Белоруссии, Украины, а также в ближайшем заграничье - Польше). Проводились творческие встречи со зрителями, оказывалась методическая помощь самодеятельным коллективам, осуществлялось шефство над рядом предприятий, в/ч, детских учреждений.


ТЯГОТЫ "ПЕРЕСТРОЙКИ"

   К сожалению, с началом перестройки, перетекшей в чрезвычайно сложные 1990-е гг., творческая и широкая общественная деятельность Калининградского театра кукол была свернута по банальной причине недостатка финансирования. Постепенно денег театру стали давать только на зарплату и коммуналку, на всё остальное должны были заработать сами. Поездки по области и на гастроли прекратились в 1994г. по причине отсутствия средств на бензин и питание выездных бригад (возобновились лишь спустя 10 лет - в 2004г.). Количество представлений сократилось до 300 в год и даже ещё меньше в отдельные годы, количество новых спектаклей сократилось до единиц, и те ставились не благодаря, а вопреки.
   Но даже в эти «голодные» времена театр неохотно поднимал цены на билеты, чтобы не лишить своих маленьких зрителей возможности смотреть их красочные представления, и даже, сам будучи в крайне стесненном положении, удовлетворял практически все просьбы социальных учреждений о благотворительных билетах (!!!) на спектакли для обслуживаемого ими контингента «ввиду тяжелого материального положения» последних.


ВЕРНЫМ КУРСОМ ВОПРЕКИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

   Трудности 1990-х не погубили Театр кукол, но закалили и заставили научиться работать в жестких условиях становления нового общественного строя, привлекать средства спонсоров и получать доходы от коммерческой деятельности, не связанной с творческими процессами (в основном сдача помещений в аренду). Театр развил сотрудничество с местными авторами и композиторами и даже «пробил» в 1999г. набор 10 человек на курс артистов-кукольников при Калининградском музыкальном колледже. - Театр испытывал нужду в притоке «свежей крови» ввиду существовавшей несколько лет проблемы возрастных актеров (ведь работа артиста-кукловода сопряжена с большими физическими нагрузками, дающими им право на досрочную пенсию по выслуге лет).
   К слову, в эти годы театр стал неким центром, на площадях которого собиралась творческая, неравнодушная калининградская общественность, в частности, региональный фонд культуры проводил здесь популярные в те годы диспуты на злободневные темы...

   К своему 40-летию в 2004г. Калининградский областной театр кукол еще не восполнил все потери 1990-х. В отчете о деятельности театра за год значится всего 280 мероприятий (спектакли, концерты, творческие вечера), в том числе 125 в стационаре, 22 в области, 0 (ноль!!!) за ее пределами в России и за рубежом (ГАКО. Ф. Р-1171. Оп.1. Д.243). Но за год было поставлено 5 новых спектаклей и афиша сданного к новогодним праздникам спектакля Д.Смагина (главного режиссера в то время) «Новогоднее путешествие для всех, всех, всех», хоть и выглядит немного грустно, тем не менее оптимистично приглашает «подарить ребёнку праздник».
   Дмитрий Смагин пришел на должность главного режиссера театра кукол в 1998г. «Чистый кукольник, прекрасно знающий своё дело», - сказал о нем год спустя директор театра кукол А. С. Перебейнос (цитата из интервью с директором театра А.С.Перебейносом, «Московский комсомолец» в Калининграде, 23-30 сентября 1999г.).


ТЕАТР СЕГОДНЯ

   Д.Б.Смагин до сих пор с театром, а театр жив-здоров и популярен.
В его репертуаре более 30 спектаклей. Он расширил географию своих гастрольных поездок (добрался до Саранска в российской Мордовии и Хузума в Германии). И своё 55-летие встречает не просто как театр кукол, а как настоящий культурный детский центр, в котором помимо кукольных спектаклей проходят детские праздники, гала-концерты, всевозможные конкурсы, а в фойе театра постоянно проводятся выставки детского рисунка. И он открыт к сотрудничеству со всеми заинтересованными в эстетическом развитии подрастающего поколения.

*Зрительный зал- 255 мест.
*Состав труппы – 14 актёров.
*Директор театра – Заслуженный работник культуры России А.С.Перебейнос
*Главный режиссёр – Д.Б. Смагин
*Главный художник - Заслуженный работник культуры России Т.В. Борисова.

- Информация - ГАКО. Ф.Р-64, 216,297,1171.

- Иллюстрации:

1. Решение Калининградского облисполкома № 180 от 5 мая 1964 г.
«О создании Калининградского областного театра кукол». ГАКО. Ф. Р-1171. Оп.1. Д.1.
2. Приказ Калининградского областного управления культуры от 09.10.1964г. № 176-к «Об организации кукольного театра». ГАКО. Ф. Р-1171, Оп. 1. Д. 1.
3. Так выглядело то, что должно было быть крышей церкви памяти королевы Луизы. Фото, 1958 г. Автор фото неизв.//ГАКО. Ф. Р-68. Оп.2. Д.22.
4. Фото проекта из Проектного задания по восстановлению и реконструкции под Театр кукол церкви памяти королевы Луизы. Так должен был выглядеть южный фасад. //ГАКО. Ф. Р-130. Оп. 1-4. Д. 12.
5. Восстановленное и реконструированное здание церкви памяти королевы Луизы, готовое принять Калининградский областной театр кукол. 1976г. Автор: Грешнов Н.В.
6. Интерьер фойе в Калининградском областном кукольном театре. 1980г. Автор съемки: Ю.Махановский. ГАКО. Арх. 1-638.
7. Дети в зрительном Театра кукол. 1980г. Автор: М.Константинова. Арх.0-6149.
8. Афиша спектакля «Новогоднее путешествие для всех, всех, всех», 2004.ГАКО. Ф.Р-1171. Оп.1. Д.241.

01.10.2019

Возврат к списку